Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» главным образом «The Beatles» и «Rolling stouns». Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей.
В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей не ВИА, а самых настоящих рок-групп, исполнявших песни из репертуара «The Beatles», «Rolling stones» и других англо-американских и европейских групп. В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль. В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью твистом. На протяжении всех 1970-х годов советский рок занимал нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 начала 1980-х годов проводились подпольно: дома или в актовых залах столичных вузов. Многоие репетировали в университетах, приходя туда за несколько часов до начала занатий. В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат» сеть изготовления и распространения «мастер-копий» самодеятельных ансамблей.
Гитара и незатейливый «бит» ударных к этому сводилась
вся акустическая палитра русского рока, изначально больше
внимания уделявшего словесному ряду.
Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича («Машина
времени») и Цоя(«Кино») до
Бутусова («Nautilus Pompilius») и Шевчука («ДДТ»),
это прежде всего стихи напряженного социально-критического и
эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например,
«Аквариума» казались неслыханно дерзкими экспериментами.
Со второй половины 1970-х годов рок-н-ролл проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами ближнего зарубежья попадались и хиты западных поп- и рок-звезд. Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.
Выйдя из подполья,
рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной
роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим
советским
киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом
«Звуков Му» Петром Мамоновым в главной роли завоевал Золотую
Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля. Русский рок отчетливо
самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший
рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении
русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. В конце 1980-х
годов, на гребне перестройки, рок-группы превращаются в коммерческие
проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных
турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску
«легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи
«Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной
рок-музыки. На данный момент существуют и комерческие проекты и группы,
называющие свое творчество рок-музыкантами, но зачастую к
настоящему русскому року, образца семидесятых-восьмидесятых, это не имеет
никакого отношения.
Штильман Элина, 11б Гимназия №587, г.Санкт-Петербург, 2010год.